В буквальном
переводе с английского боди-арт обозначает роспись по телу.
И хотя из всех видов изобразительного искусства он, пожалуй,
самый недолговечный, это лишь подхлестывает художника работать,
не покладая рук...
Многие и не догадываются, что боди-арт вмещает в себя
массу разноплановых направлений. Если визажист использует
его в прикладных целях, ограничиваясь незамысловатыми
цветочками для украшения модели, то художник-концептуалист
рассматривает роспись человеческого тела как средство
создания сложного образа. Для такого образа мало
нарисовать бабочку «павлиний глаз»: она непременно
должна стать отправной точкой для целого сюжета,
целой истории, как-то «обыграться» на теле.
Как ни странно, обращаются к боди-арту и мастера художественного
татуажа. Благодаря этой технике они могут создать временную,
легко смываемую имитацию тату, которая будет держаться
на теле несколько дней, давая клиенту возможность примериться
к татуировке настоящей.
Выразительные произведения боди-арта неизменно привлекают
фотохудожников, театральных режиссеров, представителей
авангардного искусства. Последние активно применяют
их в различных перформансах, устраиваемых в клубах и
художественных галереях. Нередко такие действия начинаются
с создания работ прямо на глазах у зрителей. В этих представлениях
роспись по телу часто объединяется со световым шоу, где
под лучами
разноцветных прожекторов приобретает самые необычные
формы и очертания.
Ставшие традиционными фестивали
и конкурсы по боди-арту постоянно расширяют число номинаций.
В них оценивается множество нюансов: не только эскиз рисунка,
техника исполнения, цветовая гамма, композиция, но и целостность
образа. Учитывается, насколько гармонично выглядит рисунок
на теле, удачно ли расположен, как смотрится вместе с прической,
макияжем, хорошо ли сочетается с обликом человека, подчеркивает
ли пластику его мышц, корректирует ли фигуру (расширяет
или сужает ее визуально), как с его помощью обыгрываются
формы тела.
Призовые места получают работы, которые отличает сложная
концепция замысла, и где присутствуют экстравагантные
решения. Ведь нарисовать, скажем, рыбу может каждый
мало-мальски владеющий кистью мастер. А вот сделать
так, чтобы эта рыба ожила, распустила плавники, начала
то открывать, то закрывать рот в такт движениям модели,
исполняющей «танец живота», — это доступно далеко не
всем.
Для нанесения
рисунка на тело используют различные краски и техники. Их
выбор зависит, прежде всего, от поставленной художественной
задачи. Некоторые «умельцы» из экономии делают краски по
собственным рецептам, разводя, например, гуашь медом, добавляют
глицерин и желатин, чтобы краска лучше ложились. Словом,
экспериментируют, как могут. Нельзя сказать, что подобные
доморощенные средства сильно вредят коже. Но — в отличие
от специальных красок — они не обладают нужной эластичностью,
чистотой и яркостью цвета: быстро растрескиваются, выглядят
«жухло». До недавнего времени наиболее подходящей для боди-арта
считалась специальная акварель (как и обычная акварель,
она разводится водой). Акварель и сейчас остается самой
ходовой, но с появлением силиконовых красителей (о них
мы планируем рассказать в одном из ближайших выпусков
Tattoo magazine), она стала сдавать свои позиции.
Краски на жировой основе применяются реже: они хорошо
втираются в кожу и смешиваются между собой, однако сильно
пачкаются, поэтому их обычно используют в статичных работах,
например, предназначенных для фотосъемки.
Довольно часто в боди-арте применяют смешанную технику,
когда водорастворимая акварель и жирные краски совмещаются
в одном рисунке. Подобные сочетания расширяют возможности
художника, но надо иметь в виду, что на жирную основу
акварель не ложится — эти краски могут использоваться
только на соседних участках. В ход часто идут различные блестки,
стразы, покрытия, создающие специальные эффекты (ощущение мокрой поверхности,
«слеза») или усиливающие блеск красок. Такие средства
усложняют фактуру рисунка, делают его более интересным.
Как правило, ими покрывают лишь отдельные участки, небольшие
по площади. В работах, предназначенных для фотосъемок,
блеск можно нанести на всю поверхность рисунка, но только
в случае, если у модели идеальная кожа, поскольку этот
эффект сразу выявит все изъяны.
В росписи по телу используются,
как правило, кисти с синтетической щетиной — специальные
или обычные художественные. Ими можно наносить как акварель,
так и краски на жировой основе. Для прорисовки деталей, создания
линий, штрихов, обводок выбираются круглые кисти, - ими можно
варьировать толщину линий, используя то всю кисть, то самый
ее кончик. Плоская кисть пускается в дело, если нужно закрасить
большую площадь: благодаря ее широкому полотну удобно растушевывать
краску, производя «тампующие», растирающие движения; применяется
плоская кисть и в «мазковой» технике.
Там, где речь идет о больших площадях, для растушевки красок
и смешивания их между собой прямо на теле, может использоваться
обычный латексный спонж. Он легко разносит краску по телу.
Среди инструментов мастера по боди-арту можно увидеть ватные
диски и палочки, — они заменяют обычный ластик. С их помощью
можно высветлить те или иные участки рисунка, сделать
их прозрачными, стереть неудачные линии.
Новая,очень интересная технология боди-арта
-- аэрография с использованием силиконовых красок. Аэрограф
позволяет создать огромное количество недоступных обычной
кисти эффектов: мягкую пластику линий, тени и плавные переходы.
Да и сам рисунок, выполненный в этой технике, получается
более живым, ярким и сочным, более долговечным. Чтобы акварель
хорошо легла на тело и долго держалась, кожу надо подготовить,
предварительно обезжирив спиртовым лосьоном или специальным
зеленым мылом, хорошо знакомым каждому мастеру татуажа.
Краски на жировой основе такой подготовки не требуют.
Продлить жизнь небольшого акварельного рисунка на 2-3
дня можно посредством фиксаторов-спреев, которые продаются
в комплекте с красками. Работа, выполненная жирными красками,
ничем не закрепляется, а лишь слегка припорашивается
тальком или пудрой. Для снятия рисунка важно использовать
щадящие кожу средства. Силиконовые краски смываются
специальными растворителями, остальные же можно удалить
при помощи масла жожоба или детского
косметического масла. |